Автомобили Ульяновского автозавода, как известно, создавались для нужд советской армии. Главная задача конструкторов состояла в том, чтобы сделать максимально простую и надёжную машину, пригодную для ремонта даже в полевых условиях. Безусловно, модельный ряд УАЗ много раз был модернизирован, но многие «старые» решения активно применяются и сейчас. Например, в качестве оси поворота управляемого колеса до сих пор используется установка шкворня на УАЗ. Эта маленькая деталь играет важную роль в правильной работе переднего моста, а следовательно, и целого внедорожника.
Шкворень УАЗ: что это и зачем он нужен
Итак, шкворень — один из компонентов шкворневого узла (ШУ), подвижно соединяющий поворотный кулак (ПК) и ШОПК (шаровую опору), в которой находится ШРУС, расположенный на переднем мосту уазовских авто с полным приводом. Весь этот механизм обеспечивает неразрывную передачу крутящего момента на колёса, даже когда осуществляется поворот.
Основные функции шкворня УАЗ следующие:
- деталь выступает в качестве оси, вокруг которой будет качаться поворотный кулак;
- соединять в единый узел поворотный кулак и шаровую опору;
- быть несущими компонентами, обеспечивающими нужную жёсткость ШУ, а ещё в момент передвижения воспринимать и передавать на балку моста возникающие от колеса моменты сил.
По факту сам шкворень представляет собой стержень небольшого размера, форма которого может быть разной, запрессованный «шапкой» в корпус поворотного кулака, а нижней частью подвижно соединённый с корпусом шаровой опоры. ШОПК и поворотный кулак соединяются двумя шкворнями, то есть на один мост надо 4 таких детали.
В разные периоды времени передние мосты уазиков комплектовались тремя основными видами шкворней:
- вращающиеся на бронзовой втулке цилиндрические стержни Т-образной формы;
- составные шаровые;
- шкворни на подшипниках;
- стержни, имеющие цилиндроконическую форму, верхняя часть которых имеет сферическую опору.
На ранние модели Ульяновского завода ставились Т-образные детали, они считаются классикой. Шкворень на подшипниках, как и с шаром, устанавливался на более современные модификации УАЗа «Буханки» и УАЗ-469. На мостах типа «Спайсер» стоят стержни со сферической опорой.
Как и любая другая деталь в автомобиле, шкворни со временем изнашиваются. Их можно регулировать, увеличивать число прокладок по мере необходимости, но рано или поздно придёт время заменить изношенную деталь. Сделать это может любой автовладелец, если имеет желание и самые базовые слесарные навыки.
Замена и регулировка шкворней на УАЗ «Буханка»
Первое — надо купить новую деталь. Если эксплуатируете автомобиль на бездорожье, лучше купить стандартный шкворень, он более надёжный. А дальше алгоритм действий следующий:
- Используя подкатные домкраты, поднимите переднюю часть машины. Подставьте ещё что-нибудь крепкое, чтобы перестраховаться на случай поломки домкрата.
- Затем снимите тормозной суппорт, щит, уберите рулевой наконечник и отверните маслёнку.
- Вкрутите в шкворень болт М10, подденьте деталь за «шляпку» и вытяните.
- Вынимайте шайбу.
- Достать втулку шкворня УАЗ непросто. Сначала расшатайте её с помощью гвоздя или отвёртки, а затем, используя пассатижи, извлеките. Втулку надо очистить бензином, а затем смазать новой смазкой.
- Теперь время ставить новую деталь. Максимально ровно поместите шкворень на место расположения, очень аккуратно вбейте его. Если деталь идёт туго, не усердствуйте, вероятно, стоит её заново переустановить.
- В обратном порядке соберите остальные детали.
Поскольку шкворни — участники рулевого управления, их регулировку надо проводить с особой внимательностью. Если оси валов не будут совпадать, это может привести к появлению стука, шумов и вибраций. Регулировка шкворней на УАЗе «Буханка» довольно простая:
- Измерьте расстояние от верха до упора в сферу поворотного кулака с обеих сторон. Эти величины должны быть одинаковыми.
- Отвинчивая гайку шкворня с одного бока, с другого завинчивайте. Это позволит передвигать части ПК относительно друг друга.
- Как закончите регулировку, затяните гайки сначала до упора, затем открутите на 1/6 оборота. Обязательно смажьте пресс-маслёнки.
Чтобы проверить правильность работы, с силой покачайте колесо, услышали стук — слегка подтяните гайки.
Шкворень УАЗ — важная часть рулевого управления авто, поэтому эта деталь должна проходить своевременное техническое обслуживание.