Шкворни на УАЗ Патриот на подшипниках, расположенные в передней подвеске, отличаются повышенным ресурсом и улучшают управляемость автомобиля на шоссе, а также в условиях бездорожья. С завода используется конструкция на бронзовых втулках. Переделка осуществляется владельцами по желанию при очередном ремонте ходовой части.
Что такое шкворень на автомобиле УАЗ Патриот
Функции шкворня в передней подвеске УАЗ Патриот:
- обеспечение отклонения поворотного кулака на УАЗ Патриот с колесом относительно балки моста, закрепленной на элементах подвески;
- объединение шарового шарнира и кулака в единую конструкцию с повышенной прочностью;
- восприятие силовых нагрузок от колес и передача усилий через поворотный кулак на передний мост автомобиля.
Технические характеристики элемента
Стальной шкворневой палец на УАЗ Патриот разделен на 2 части, что обеспечивает монтаж приводного вала передних колес в шарнире. Кулак надет на шарнир, в котором предусмотрены сферические выемки под установку бронзовых чашек. Сзади к корпусу поворотного узла крепится металлическая крышка. Внутри шкворня предусмотрен канал с внешней пресс-масленкой, нагнетающей смазку к трущимся поверхностям в процессе технического обслуживания узла. На чашках имеются проточки, через которые происходит равномерное распределение смазки.
Шаровые пальцы расположены под наклоном, что снижает нагрузки, изнашивающие чашку и шарообразную головку.
Модернизированный узел отличается коническим подшипником, который использован вместо чашки. Внешнее кольцо опоры упирается в специальную подставку, монтируемую или привариваемую к штатному отверстию шарнира моста. Во внутреннее кольцо требуется установить шкворень, на теле которого предусмотрена ограничительная шайба (не позволяет пальцу чрезмерно войти во внутреннее кольцо подшипника).
Центрирование осуществляется разрезной втулкой с резьбой, сверху шкворень закрывается крышкой, удерживаемой гайкой.
Плюсы и минусы шкворня на подшипниках
Преимущества изделия:
- не требуется частая регулировка или подтяжка;
- при чрезмерном затягивании колесо легко отклоняется в стороны;
- в состав комплекта входят детали для переделки шарнира поворотного кулака.
Недостатки узла, отмечаемые владельцами машин:
- процедура монтажа более трудоемка (по сравнению со стандартными элементами);
- ударные нагрузки и вибрации разрушают кольца и беговые дорожки конического подшипника;
- при попадании влаги опора ржавеет и выходит из строя;
- в случае недостаточного натяжения происходит ускоренный износ трущихся поверхностей;
- при разрушении подшипника возможно заклинивание кулака.
Когда требуется замена шкворней на УАЗ Патриот
В процессе эксплуатации автомобиля происходит постепенное истирание чашек, изготовленных из цветного металла. По мере разрушения элемента зазор компенсируется затягиванием шарового пальца и втулки, при достижении критического износа поворотный кулак начинает заклинивать.
Водитель слышит посторонние звуки из передней подвески и фиксирует ухудшение управляемости. Выяснить причину поломки можно только после разборки поворотного узла.
Признаки неисправности детали
Проявления, указывающие на повреждение шарового пальца или чашек:
- стук при движении по прямой или в поворотах;
- заклинивание кулака, ощущаемое на рулевом колесе;
- увод автомобиля с прямолинейной траектории при нормальном угле установки колес;
- увеличение радиуса поворота из-за невозможности вращения колес на максимальный угол (ограничивается механическим стопором).
Регулировка и протяжка шкворня
Алгоритм регулировки узла стандартного типа:
- Поставить автомобиль на горизонтальную площадку или на подъемник, зафиксировав задние колеса противооткатными башмаками.
- Демонтировать передние колеса (при выполнении работ в гараже потребуется приподнять кузов домкратом и установить под пороги страховочные упоры).
- Покачать поворотный кулак для определения люфта.
- Отвернуть гаечным ключом или головкой на 24 мм гайку, фиксирующую верхний палец.
- Несколькими ударами медным молотком осадить палец относительно чашки, нанося удары по резьбовому наконечнику.
- Повернуть разрезную гайку специальным ключом на 15-20°, одновременно покачивая кулак для определения остаточного люфта.
- Повторить операцию с нижним пальцем, а затем установить на место снятые крышки и детали (предварительно заполнив полости шкворня густой смазкой).
- Проверить легкость отклонения кулака в стороны с одновременным покачиванием для проверки отсутствия зазоров в паре «палец-чашка».
- Если процедура регулировки не позволяет устранить люфт или наблюдается заклинивание управляемого узла, то необходимо демонтировать пальцы и провести визуальный осмотр деталей (поврежденные элементы необходимо поменять на оригинальные или модернизированные детали).
Замена шкворня на УАЗ Патриот — инструкция
Вместо стандартного узла с чашками лучше смонтировать детали с коническими подшипниками, не нуждающимися в частой регулировке. Работы выполняются в условиях гаражного бокса или на подъемнике. Потребуется набор слесарного инструмента и навыки самостоятельного обслуживания автомобиля.
Необходимые инструменты
Для выполнения ремонта нужно приготовить:
- набор гаечных ключей или головок;
- баллонный ключ;
- отвертку с плоским жалом;
- шприц для нагнетания смазки;
- монтажную лопатку;
- молоток.
Этапы проведения ремонтных работ
Краткий алгоритм выполнения работ:
- Загнать машину на подъемник или в бокс и снять передние колеса (при выполнении ремонта в гараже установить под пороги упоры).
Вас может заинтересовать: ремонт порогов уаз патриот
- Отвернуть винты и снять суппорт, колодки и тормозные диски. Суппорт аккуратно разместить на деталях подвески, не допуская скручивания или излома резинового шланга.
- Открутить гайку фиксации рулевого наконечника, предварительно вынув проволочный шплинт. На части машин необходимо отсоединить штекер датчика системы ABS (предварительно следует отключить аккумулятор от бортовой сети автомобиля).
- Отвинтить гайки крепления крышек шаровых пальцев, заклинившие элементы открутить после предварительного прогрева газовой горелкой.
- Снять пластину ограничителя угла поворота передних колес.
- Отвернуть крепежные болты, снять поворотный кулак с картера моста и наконечника приводного вала.
- Установить узел в тиски, а затем открутить болты крепления задней крышки и элемент, используемый для ограничения угла отклонения колес (рекомендуется предварительно измерить вылет элемента).
- Вынуть дополнительные детали и извлечь шарнир из кулака.
- Протереть элемент от старой смазки и грязи, а затем приварить к корпусу направляющие стаканы для конических подшипников. Работу рекомендуется выполнять в условиях сервиса, оборудованного специальной оснасткой для разметки положения деталей.
- Запрессовать в стаканы подшипники, а затем произвести обратную сборку поворотных кулаков.
- Выставить натяжение подшипников резьбовой втулкой, проверяя люфт и легкость отклонения кулака рукой.
Дополнительные рекомендации
При проведении обслуживания проверяют состояние сальников ступиц. При обнаружении повреждений и течи смазки необходимо поменять детали. Картонные прокладки перед монтажом смазывают густым маслом, не пропускающим влагу во внутренние полости. Рекомендуется снять кронштейн крепления крыла и подкрылка, установленный в арке переднего колеса, а затем удалить следы ржавчины и обработать металл антикоррозионным составом (с завода точка крепления не окрашена).
Поделитесь своим опытом замены и регулировки шкворня на УАЗ Патриот! Ждем Ваши комментарии!