Автор: Илья Носов
1073

Устройство и регулировка переднего моста на УАЗ “Хантер”

В 2003 году на смену легендарному УАЗ-469 (3151) пришёл UAZ Hunter. Новая модель сохранила утилитарный вид своего предшественника, но имела принципиально новую платформу, главной особенностью которой стали более долговечные и надёжные мосты “Спайсер”. Разберёмся, как устроен передний мост УАЗ этого типа, чем он отличается от предыдущих конструкций.

Схема переднего моста “Спайсер” на УАЗ.

Устройство переднего моста “Спайсер” на УАЗ

Итак, задолго до появления “Хантера” автомобили Ульяновского автозавода комплектовались двумя типами передних мостов — с одноступенчатой главной передачей (они же “гражданские” или “Тимкен”) и с бортовой передачей (они же “П-образные”, “военные”, “редукторные”). Конструкция “военных” узлов имела ряд отличительных особенностей, которые давали преимущества при эксплуатации уазика в тяжёлых условиях:

  • бортовые редукторы, увеличивающие клиренс авто;
  • распределение крутящего момента между редукторами и главной парой;
  • главная пара с меньшим количеством зубьев, которые имели большой размер, что делало такие мосты более надёжными;
  • “тяговитое” передаточное число — 5,38;
  • задний карданный вал под “П-образные” узлы был на 1 см короче, чем под “Тимкен”.

Впервые мост “Спайсер”, названный в честь американского конструктора и владельца Spicer Manufacturing Company Кларенса Спайсера, появился на УАЗ-3162 “Симбир”, который впоследствии был модифицирован, а новая модель получила звучное имя “Patriot”. С тех пор “Спайсер” устанавливали на все последующие автомобили УАЗ, такие как “Хантер”, “Пикап”, “Карго”.

Передний мост типа “Спайсер”, установленный на современные машины УАЗ, — комбинированный, то есть и ведущий, и управляемый. Это жёсткая пустотелая балка с размещёнными в ней дифференциалом и гипоидной передачей. Крутящий момент передаётся через полуоси от главной передачи на передние ступицы.

Полуось на этом типе моста — это единая деталь, которая комплектуется ШРУС типа “Бирфильд”. Шарниры этого типа значительно компактнее тех, что установлены на “гражданских” мостах, они эффективнее работают при больших углах, а также передают больший крутящий момент. К слову, вышеупомянутые ШРУС сейчас устанавливаются и на мосты “Тимкен”, которые до сих пор используются на некоторых фургонах и внедорожниках УАЗ. Такие мосты принято называть гибридными.

Передний и задний мост на УАЗ типа “Спайсер” имеет ряд преимуществ перед “гражданскими” аналогами. Отметим важные:

  • Неразъёмный картер, а значит более жёсткая конструкция.
  • Простой доступ к агрегатам внутри. Чтобы провести ремонт переднего или заднего моста УАЗ, достаточно снять крышку.
  • Не менее 200 тыс. км — ресурс узла.
  • Косозубая раздаточная коробка менее шумная и более надёжная, чем прямозубая. Поскольку передний мост и пониженная передача включаются одним рычагом, управление раздаткой стало проще.

С 2003 года Ульяновский автозавод использует собственные производственные мощности для выпуска двух видов мостов “Спрайсер” с передаточным числом 4,111 или 4,625:

  • узкие (колея 1445 мм) для “Хантера”;
  • широкие (колея 1600 мм) для “Патриота”, “Карго”, “Пикапа”.

На уазики, которые работают на бензине, устанавливают мосты с передаточным числом 4,111, а на “дизели” идут “Спайсеры” с передаточным числом 4,625.

Техническое обслуживание

Чтобы мост не заклинил из-за преждевременного износа зубьев шестерён, надо следить за подшипниками ведущей шестерни — там ни в коем случае не должен появиться осевой зазор. Заметить зазор просто, надо прокачать ведущую шестерню за фланец крепления карданного вала.

Чтобы устранить осевой зазор, надо подтянуть гайку фланца. Проводите регулировку переднего / заднего моста УАЗ типа “Спайсер” осторожно, основная задача — не перетянуть. Поскольку у гайки есть кернение в паз резьбовой части шестерни, подтянуть её в исходном положении может не получиться. Отпустите гайку на 0,5-1 оборот, а затем снова затяните до устранения зазора и закерните.

Осевой зазор ведомой шестерни главной передачи устраняется подтяжкой гайки подшипника дифференциала. Для этого потребуется снять стопорную пластину.

Передний мост типа “Спайсер” на УАЗе “Хантер” и других моделях — управляемый. Развал у передних колёс в вертикальной плоскости (нерегулируемый), схождение — в горизонтальной.

Развал влияет на износ шин. Небольшой положительный развал (2-3°), очевидно не сильно повлияет на изнашиваемость шин, зато при износе шкворней, балки моста и вкладышей довольно быстро перейдёт в отрицательную сторону, что приведёт к ухудшению поворачиваемости колёс.

А вот здесь уже будут и шины изнашиваться, и управлять автомобилем будет гораздо сложнее. Чтобы предотвратить (или устранить) негативные последствия развала, колёса следует устанавливать со схождением.

Главное в рутинном ТО передних мостов “Спайсер” — поддерживать установленный уровень масла в картере и вовремя его менять. Ещё важно контролировать состояние уплотнителей и креплений узла, а также своевременно устранять осевые зазоры в подшипниках ведущей шестерни и дифференциала.

Уазовладельцы, а какой тип переднего моста на вашем УАЗе и пробовали ли вы заменить “гражданский” мост на “военный”?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector