В 1989 году Ульяновский моторный завод выпустил двигатель УМЗ-417, сменивший УМЗ-414, который был специально предназначен для высокопроходимых автомобилей Ульяновского автозавода. Но в основном использовался на УАЗ-452 и УАЗ-469. Прототипом для создания нового мотора стал ДВС под серийным номером 402, который выпускал Заволжский моторный завод.
Мотор изначально получился не очень удачный. Со временем был неоднократно модифицирован, но из-за надёжности, простоты конструкции, низкой себестоимости, выпускается до сих пор и обслуживает огромный парк уазиков, включая УАЗ-3151, УАЗ-3741 и его модификации.
Технические характеристики 417 двигателя на УАЗ
Естественно, конструкторы Ульяновского моторного завода не полностью сплагиатили ЗМЗ-402, а соединили некоторые конструктивные особенности продукта коллег со своим предыдущим детищем — УМЗ-414, добавив новых решений.
Из прежнего остались:
- нижний распредвал механизма газораспределения;
- рядная схема расположения 4 цилиндров;
- блок алюминиевый в смоляной пропитке;
- набивка сальника коленвала тоже осталась на месте;
- в системе впуска применяется сухой бумажный фильтрующий элемент (наследство от УМЗ-414).
Зато появились:
- индивидуальный чугунный распредвал;
- был увеличен диаметр выпускных клапанов (с 44 до 47 мм);
- выпускной коллектор, в головке которого есть круглые окна, — оригинальная деталь, правда, под двухкамерный карбюратор;
Популярный контент: карбюратор к131
- новый стартер (предыдущий просто не поместился);
- степень сжатия увеличилась до 7,0, обеспечив увеличение мощности до 92 л/с (у 414 серии было 80 л/с).
К слову, детали 414 и 417 двигателей на 90% взаимозаменяемые.
Итак, переходим к кратким техническим характеристикам двигателя УМЗ-417:
- узел системы питания — карбюратор;
- объём — 2,5 л;
- 4 цилиндра;
- мощность — 92 л/с ;
- используемое топливо — А-76;
- максимальный расход масла на 1 тыс. км — 0,6 л;
- ресурс мотора по паспорту — 150 тыс. км, реальный — 250 тыс. км;
- принудительная система охлаждения;
- вес мотора — 166 кг;
- экологический класс — Евро 0/1.
Разработка и сборка УМЗ-417 производилась специально для использования на разных моделях уазиков, поэтому долгое время этот двигатель устанавливался в следующих автомобилях:
- внедорожниках серии 3151;
- «Головастиках», или УАЗ-3303;
- модификации «Буханки» с индексом 3741;
- 8 или 11-местном микроавтобусе УАЗ-2206;
- 3962, или «санитарках»;
- 39094 «Фермер»;
- бронированная машина на базе УАЗ-3741 — ДИСА-1912 «Заслон».
На базе 417 двигателя был создан инжекторный УМЗ-420, но в серийный выпуск пошёл не он, а более консервативный УМЗ-421.
Модификации, а также плюсы и минусы ДВС
Шло время, Ульяновский автозавод модернизировал модельный ряд своих авто, поэтому появление новых модификаций 417 мотора было необходимостью:
- Базовый вариант, соответствующий стандарту Евро-1, — 417.10. Работает на А-76. Обладает мощностью 92 л/с и степенью сжатия 7.
- Более мощный (98 л/с) 4175.10 заправляется 92 бензином. Экологический стандарт — Евро-3.
- 4178.10 — аналог базовой модели 417.10, но с коллектором под 2-камерный карбюратор.
- Двигатель 4178.10-03 с рычажным сцеплением под ГУР, соответствует Евро-1. Мощность — 92 л/с. Подходит только для старого модельного ряда УАЗ.
- Ещё один мотор для ранних моделей уазиков — 4178.10-52. Отличается от предыдущих более высокой мощностью — 98 л/с, а также 240-миллиметровым диафрагменным сцеплением.
- Характеристики модификации двигателя УМЗ-417 под индексом 4178.10-10 почти полностью соответствуют 4178.10, но сейчас в нём используется головка блоков цилиндров от УМЗ-421. Набивку заменил сальник, помпу переместили на блок.
- Вариант для военных авто — 4179.10-01. Имеет пусковой подогреватель, диафрагмальное рычажное сцепление, экранированную высоковольтную проводку, мощность — 92 л/с, соответствует стандарту Евро-1.
Сложная конструкция 2-камерного карбюратора, низкий ресурс крыльчатки помпы, которая выполнена из полимерного материала, — основные недостатки УМЗ-417. Ещё один существенный минус — антифриз часто протекает в цилиндры, поскольку используется асбестовая прокладка ГБЦ. Тихоходом уазик сложно назвать, поэтому от значительных вибраций гайки крепления головки и крышки нередко самопроизвольно откручиваются, из-за чего протекает масло.
Однако конструкторы, вероятно, посчитали вышеперечисленные недостатки несущественными и вместо того, чтобы их исправить, заложили в мануал для автовладельцев операции ТО по регулировке зазора клапанов и периодической протяжке гаек.
Плюсы как у базовой модели двигателя, так и у всех его модификаций тоже есть:
- морально устаревшая газораспределительная система остаётся надёжной и предсказуемой;
- довольно высокий ресурс эксплуатации;
- если использовать бензин с низким октановым числом, можно снизить расходы автовладельца;
- ремонт двигателя УМЗ-417 на любом УАЗе можно провести своими руками.
Многие автолюбители пытаются «допилить» мотор самостоятельно, чтобы увеличить его мощность, но без установки турбины на многое рассчитывать не стоит. Предел тюнинга — 30 л/с, поскольку силовой агрегат имеет ограниченный потенциал — 100 л/с.
Несмотря на недоработки конструкции, моральное устаревание, УМЗ-417 всё ещё исправно служит в полноприводных фургонах, внедорожниках и автобусах УАЗ, то есть не в самых лёгких условиях эксплуатации.
А в качестве послесловия — интересное видео:
Когда надо проехать по труднопроходимым участкам десятки километров, какой двигатель на УАЗ предпочтёте вы? А также рекомендуем ознакомиться с материалом двигатель змз 410