Автор: cenel_1974
16452 2

Двигатель УМЗ-417 — очередной шаг конструкторской мысли или неудачная модификация УМЗ-414?

В 1989 году Ульяновский моторный завод выпустил двигатель УМЗ-417, сменивший УМЗ-414, который был специально предназначен для высокопроходимых автомобилей Ульяновского автозавода. Но в основном использовался на УАЗ-452 и УАЗ-469. Прототипом для создания нового мотора стал ДВС под серийным номером 402, который выпускал Заволжский моторный завод.

Двигатель УМЗ-417 — очередной шаг конструкторской мысли или неудачная модификация УМЗ-414?
ДВС Ульяновского моторного завода серии 417

Мотор изначально получился не очень удачный. Со временем был неоднократно модифицирован, но из-за надёжности, простоты конструкции, низкой себестоимости, выпускается до сих пор и обслуживает огромный парк уазиков, включая УАЗ-3151, УАЗ-3741 и его модификации.

Технические характеристики 417 двигателя на УАЗ

Естественно, конструкторы Ульяновского моторного завода не полностью сплагиатили ЗМЗ-402, а соединили некоторые конструктивные особенности продукта коллег со своим предыдущим детищем — УМЗ-414, добавив новых решений.

Двигатель УМЗ-417 — очередной шаг конструкторской мысли или неудачная модификация УМЗ-414?
ДВС серии 402 Заволжского завода

Из прежнего остались:

  • нижний распредвал механизма газораспределения;
  • рядная схема расположения 4 цилиндров;
  • блок алюминиевый в смоляной пропитке;
  • набивка сальника коленвала тоже осталась на месте;
  • в системе впуска применяется сухой бумажный фильтрующий элемент (наследство от УМЗ-414).

Зато появились:

  • индивидуальный чугунный распредвал;
  • был увеличен диаметр выпускных клапанов (с 44 до 47 мм);
  • выпускной коллектор, в головке которого есть круглые окна, — оригинальная деталь, правда, под двухкамерный карбюратор;
    Популярный контент: карбюратор к131
  • новый стартер (предыдущий просто не поместился);
  • степень сжатия увеличилась до 7,0, обеспечив увеличение мощности до 92 л/с (у 414 серии было 80 л/с).

К слову, детали 414 и 417 двигателей на 90% взаимозаменяемые.

Итак, переходим к кратким техническим характеристикам двигателя УМЗ-417:

  • узел системы питания — карбюратор;
  • объём — 2,5 л;
  • 4 цилиндра;
  • мощность — 92 л/с ;
  • используемое топливо — А-76;
  • максимальный расход масла на 1 тыс. км — 0,6 л;
  • ресурс мотора по паспорту — 150 тыс. км, реальный — 250 тыс. км;
  • принудительная система охлаждения;
  • вес мотора — 166 кг;
  • экологический класс — Евро 0/1.
Двигатель УМЗ-417 — очередной шаг конструкторской мысли или неудачная модификация УМЗ-414?
Система охлаждения УМЗ-417

Разработка и сборка УМЗ-417 производилась специально для использования на разных моделях уазиков, поэтому долгое время этот двигатель устанавливался в следующих автомобилях:

  • внедорожниках серии 3151;
  • «Головастиках», или УАЗ-3303;
  • модификации «Буханки» с индексом 3741;
  • 8 или 11-местном микроавтобусе УАЗ-2206;
  • 3962, или «санитарках»;
  • 39094 «Фермер»;
  • бронированная машина на базе УАЗ-3741 — ДИСА-1912 «Заслон».
Полезный материал здесь: тюнинг уаз головастик

На базе 417 двигателя был создан инжекторный УМЗ-420, но в серийный выпуск пошёл не он, а более консервативный УМЗ-421.

Это Вас заинтересует: уаз андория

Модификации, а также плюсы и минусы ДВС

Шло время, Ульяновский автозавод модернизировал модельный ряд своих авто, поэтому появление новых модификаций 417 мотора было необходимостью:

  • Базовый вариант, соответствующий стандарту Евро-1, — 417.10. Работает на А-76. Обладает мощностью 92 л/с и степенью сжатия 7.
  • Более мощный (98 л/с) 4175.10 заправляется 92 бензином. Экологический стандарт — Евро-3.
  • 4178.10 — аналог базовой модели 417.10, но с коллектором под 2-камерный карбюратор.
  • Двигатель 4178.10-03 с рычажным сцеплением под ГУР, соответствует Евро-1. Мощность — 92 л/с. Подходит только для старого модельного ряда УАЗ.
  • Ещё один мотор для ранних моделей уазиков — 4178.10-52. Отличается от предыдущих более высокой мощностью — 98 л/с, а также 240-миллиметровым диафрагменным сцеплением.
  • Характеристики модификации двигателя УМЗ-417 под индексом 4178.10-10 почти полностью соответствуют 4178.10, но сейчас в нём используется головка блоков цилиндров от УМЗ-421. Набивку заменил сальник, помпу переместили на блок.
  • Вариант для военных авто — 4179.10-01. Имеет пусковой подогреватель, диафрагмальное рычажное сцепление, экранированную высоковольтную проводку, мощность — 92 л/с, соответствует стандарту Евро-1.

Сложная конструкция 2-камерного карбюратора, низкий ресурс крыльчатки помпы, которая выполнена из полимерного материала, — основные недостатки УМЗ-417. Ещё один существенный минус — антифриз часто протекает в цилиндры, поскольку используется асбестовая прокладка ГБЦ. Тихоходом уазик сложно назвать, поэтому от значительных вибраций гайки крепления головки и крышки нередко самопроизвольно откручиваются, из-за чего протекает масло.

Интересный материал тут: карбюратор 126г

Однако конструкторы, вероятно, посчитали вышеперечисленные недостатки несущественными и вместо того, чтобы их исправить, заложили в мануал для автовладельцев операции ТО по регулировке зазора клапанов и периодической протяжке гаек.

Рекомендуем почитать здесь: регулировка клапанов уаз 417

Плюсы как у базовой модели двигателя, так и у всех его модификаций тоже есть:

  • морально устаревшая газораспределительная система остаётся надёжной и предсказуемой;
  • довольно высокий ресурс эксплуатации;
  • если использовать бензин с низким октановым числом, можно снизить расходы автовладельца;
  • ремонт двигателя УМЗ-417 на любом УАЗе можно провести своими руками.

Многие автолюбители пытаются «допилить» мотор самостоятельно, чтобы увеличить его мощность, но без установки турбины на многое рассчитывать не стоит. Предел тюнинга — 30 л/с, поскольку силовой агрегат имеет ограниченный потенциал — 100 л/с.

Несмотря на недоработки конструкции, моральное устаревание, УМЗ-417 всё ещё исправно служит в полноприводных фургонах, внедорожниках и автобусах УАЗ, то есть не в самых лёгких условиях эксплуатации.

А в качестве послесловия — интересное видео:

Когда надо проехать по труднопроходимым участкам десятки километров, какой двигатель на УАЗ предпочтёте вы? А также рекомендуем ознакомиться с материалом двигатель змз 410

Ссылка на основную публикацию