Автор: Сергей Иванов
129

Кентавр в мире автомобилей: гусеничный вездеход “Ухтыш”

Опытных уазовладельцев и любителей офроуд трипов не так-то просто удивить очередной моделью вездехода. Колёсных и гусеничных снегоболотоходов и амфибий отечественного производства мы с вами повидали немало. Но видели ли вы УАЗ “Хантер” на гусеницах? Да, и такое бывает. Говорим про “Ухтыш”, или ЗВМ-2410, — гусеничный вездеход с применением агрегатов от УАЗ-3151, выпущенный ООО “ЗВМ”.

Вступительное слово

В создании этого кентавра с уазовским лицом приняли участие два уважаемых предприятия, а изготавливалась машина на третьем. Разработкой занимались конструкторы Нижегородского политеха и НИИ Транспортно-технологического машиностроения. А уж собрали вездеход, не считая хантеровских агрегатов, и заставили его ехать на заводе вездеходных машин (ООО “ЗВМ”), ведущим свою историю с 2004 года.

Мнение эксперта
Сергей Иванов
Сергей Иванов
Специалист автосервиса. Занимается тюнингом автомобилей более 12 лет.
Задать вопрос
С самого начала завод специализируется на выпуске особо лёгких гусеничных снегоболотоходов, таких как "Ухтыш" и "Узола" (на базе "Буханки" и "Головастика"), в модельном ряде был ещё колёсный вездеход "Кержак". Сейчас линейка пополнилась другими колёсными моделями и даже вездеходом с роторно-винтовым движителем (на фото ниже).
ЗВМ-2901.

Но вернёмся к нашему объекту. Гусеничный вездеход “Ухтыш” на базе УАЗ назван в честь реки в Нижегородской области. И да, производитель утверждает, что машина плавает. Казалось бы, зачем такие коллаборации? Можно же подлифтовать любимый уазик или Land Cruiser. Тут Америку никому не откроем: какие колёса на машину не ставь, она не пойдёт ни в какое сравнение по проходимости с любым пропашным трактором. Как ни крутись, все колёсные внедорожники преодолеют только дороги, пусть даже крайне плохие.

Гусеничный транспорт — дело другое. Он сам себе дорогоукладчик. Настилая собственное “дорожное полотно” под свои опорные катки, такой вездеход способен преодолеть как торфяное болото, размокшую после ливня пашню, так и глубокий, рыхлый снег или каменистый брод.

Так в чём же дело, спросите вы. Купили бы все, кому надо кружиться в труднодоступных местах, гусеничных машин и горя бы не знали. Но у такого вида транспорта есть много проблем, уж не говоря от том, что въезд на асфальтированное покрытие таким авто запрещён:

  • дорогая эксплуатация;
  • большой расход топлива;
  • сложности в управлении;
  • комфорт для водителя и пассажиров стремиться к нулю.
Мнение эксперта
Сергей Иванов
Сергей Иванов
Специалист автосервиса. Занимается тюнингом автомобилей более 12 лет.
Задать вопрос
Понятно, можно приобрести технику типа "Бобр" или Hagglunds Bv-206. Но это как купить троллейбус на дачу. Другое дело, если взять небольшой внедорожник и водрузить его на гусеничный ход.

ООО “ЗВМ” так и сделали: взяли основные агрегаты от “Хантера” и поставили на гусеничное шасси. А что — компактно и легко перевозить с места на место.

ЗВМ-2410 “Ухтыш”: внешний вид и интерьер

Симбиот имеет двухобъёмный кузов капотной компоновки, установленный на герметичный корпус, выполненный из высокопрочной стали, где и размещаются узлы трансмиссии и элементы ходовой. Салон, максимально унифицированный с уазовскими моделями 31512 и 31514, свободно вмещает пятерых человек. Каждый борт вездехода несёт на себе:

  • 2 звёздочки;
  • 6 опорных катков. снабженных торсионной подвеской;
  • 3 поддерживающих ролика.

Гусеницы машины представлены в виде наборных резинометаллических лент, чьи звенья соединяются между собой особыми шарнирами. Такое крепление не мешает ленте двигаться в гусеничном обводе и исключает вероятность обратного прогиба.

В итоге возникающий “эффект доски” меньше давит на грунт, что позволяет “Ухтышу” уверенно пробираться по песку, болоту или снегу. С помощью уширителей — прямоугольных резиновых пальцев, выглядывающих из каждого трака, вес машины равномерно распределяется по всей зоне контакта. Это помогает хорошо “цепляться” за грунт, а если надо плыть, резиновые “пальцы” работают как вёсла.

И да, этот вездеход плавает. Пока только в “лягушатниках”, но перспективы есть, производители задумались над использованием в машине дополнительного водомётного движителя. Понятно, что водоплавающая конструкция повлекла за собой некоторые издержки удобства. В “Ухтыше” высоко расположены горловины топливных баков, усечены “амбразуры” проёмов дверей.

Мнение эксперта
Сергей Иванов
Сергей Иванов
Специалист автосервиса. Занимается тюнингом автомобилей более 12 лет.
Задать вопрос
Есть один существенный "ляп" — размещение трубы глушителя. Как бы пассажир, взбираясь на переднее сиденье, рефлекторно не ухватился за неё, уж очень она там похожа на ручку.

А что же в салоне? А всё как в привычном нам уазике, но с некоторыми отличиями:

  • руль штурвального типа;

  • вместо педалей тормоза — поворотные рычаги;
  • Т-образная консоль вместо рулевой колонки.

Поворачивает машины с помощью бортового фрикциона с остановочными тормозами, оснащенного пневматическим сервоприводом.

В салоне довольно мягкие сиденья, окна, оснащённые сдвижными форточками, большие, хорошая обзорность. Внутри можно легко организовать два спальных места. В салоне зимой тепло, установлена штатная уазовская печка. В багажнике места маловато, если смотреть с точки зрения нефтяников или геологов, которые ездят в длительные экспедиции, но запас провизии на пару дней вполне поместится.

Технические характеристики

Вездеход “Ухтыш” комплектуется двумя типами двигателей: бензиновый ЗМЗ-409.10, дизель ЗМЗ-51432.10 или “Камминз” ISF2.8 (120 л. с.).

Скорость “Ухтыша” на относительно твёрдых поверхностях может достигать 50 км/ч, если вплавь — 5 км/ч.

Производитель предлагает использовать машину в целях перевозки людей и небольшого объёма багажа по всяким слабонесущим грунтам. “Ухтыш”, созданный с применением агрегатов УАЗ, сертифицирован как “самоходная машина”, поэтому водителю нужна соответствующая открытая категория, цена на базовую комплектацию стартует от 2,3 млн рублей.

Как вам вездеход “Ухтыш”?

Ух ты ж!
0%
Весёленький, но для очень узкоспециализированных нужд.
100%
Вот это по мне машина.
0%
Чуть доработать и можно брать.
0%
Мне и на "Хантере" неплохо.
0%
Проголосовало: 2
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector