Автор: Илья Носов
282

Самое важное про свечи зажигания для автомобилей УАЗ

Свеча зажигания на УАЗ — это, казалось бы, простое устройство, хотя оно выполняет несколько разных, но важных задач. Прежде всего, оно создаёт (буквально) искусственную молнию в камере сгорания (головке цилиндров) двигателя. Электрическая энергия (напряжение), которую свеча передаёт, чрезвычайно высока, чтобы создать искру и “зажечь огонь” в контролируемом хаосе камеры сгорания. Напряжение на этом элементе может варьироваться от 20 тыс. до более чем 100 тыс. В.

Как всё начиналось: историческая справка

Свеча зажигания развивалась вместе с двигателем внутреннего сгорания, но самая ранняя демонстрация использования электрической искры для воспламенения топливно-воздушной смеси состоялась ещё в 1777 году. В том же году известный выдумщик Алессандро Вольта зарядил игрушечный пистолет смесью болотного газа и воздуха, закупорил дуло и воспламенил заряд искрой от лейденовой банки. В 1860 году французский инженер Жан Ленуар создал то, что больше всего напоминает современную свечу зажигания. Он объединил изолятор, электроды и разрядник в единое целое, а в 1885 году усовершенствовал своё изобретение.

В начале 1900-х годов Роберт и Фрэнк Странахан, братья и партнёры по импорту автомобильных запчастей, решили создать более эффективную и долговечную свечу зажигания. Они добавили прокладки между металлической оболочкой и фарфоровым изолятором, упростили производство и уменьшили возможность утечки газа через прокладки. В 1909 году Роберт Странахан занялся производством свечей зажигания, заняв в то время рынок.

И тут началась эра автомобилей. Изменения в системах зажигания, топливе и требованиях к производительности поставили и новые требования к свечам зажигания. Хотя основная конструкция и функции вилки мало изменились с момента её создания, было испробовано ошеломляющее разнообразие и количество материалов электродов и изоляторов.

Свечи зажигания: как всё устроено

С точки зрения конструкции этот небольшой элемент не такой простой, как кажется на первый взгляд. По факту это высокоточное оборудование.

Подавляющее большинство свечей зажигания имеют аналогичную (хотя и необязательно идентичную) конструкцию:

  • Рёбра, или канавки, изолятора. Обеспечивают дополнительную защиту от вторичного напряжения или искрения, а также помогают улучшить сцепление резинового чехла свечи зажигания с её корпусом.
  • Изолятор. Корпус изолятора отлит из оксидно-алюминиевой керамики — компонент с исключительной диэлектрической прочностью, высокой теплопроводностью и отличной ударопрочностью. Внешняя поверхность изолятора ребристая, чтобы обеспечить сцепление с колпачком свечи и одновременно добавить защиту.
  • Тепловой конус изолятора. Его основная задача — удалять углерод, масло и топливные отложения на низких скоростях. При более высоких оборотах двигателя передняя часть изолятора обычно охлаждается, что снижает температуру и предотвращает коррозию электродов.
  • Контактная гайка.
  • Корпус. Стальная оболочка изготавливается с точными допусками с использованием специального процесса холодной экструзии. В некоторых типах свечей зажигания для изготовления корпуса используется стальная заготовка (прутковый материал). Специальное покрытие повышает долговечность и обеспечивает устойчивость к ржавчине и коррозии. Шестигранник, выточенный на корпусе, позволяет использовать торцевой ключ для установки или снятия детали.
  • Герметик. В целях герметизации соединений обычно применяется стеклогерметик.
  • Резьба свечей зажигания обычно накатывается, а не нарезается. Это соответствует спецификациям.
  • Заземляющий, или боковой, электрод. Существует несколько различных форм и конфигураций, но в большинстве случаев он изготавливается из стали, легированной никелем. Это электрод должен быть устойчив как к искровой, так и к химической эрозии при сильных перепадах температур.
  • Центральный электрод. Также изготавливается из специального сплава, стойкого как к искровой, так и к химической коррозии. Ведь температуры камеры сгорания различаются (и иногда радикально).
  • Искровой зазор — область между заземляющим и центральным электродом.

В зависимости от их рабочих температур свечи делятся на два типа:

  • Горячие. Работают в более высоком диапазоне температур. Имеют меньшую керамическую площадь, используемую для теплоизоляции. Быстро нагревают наконечник свечи и медленно рассеивают тепло.
  • Холодные. Используются в более совершенных двигателях. Имеют большее керамическое изоляционное пространство, что позволяет эффективнее рассеивать дополнительное тепло.

В зависимости от используемого материала свечи зажигания бывают:

  • Медно-никелевые. В них центральный электрод изготовлен из медно-никелевого сплава. Они обычно довольно большого диаметра, поэтому для работы требуют большего напряжения.
  • Платиновые. Прочнее и долговечнее предыдущих. Плюс они менее склонны к накоплению мусора.
  • Иридиевые. Наименее подвержены отложениям и повреждениям. Имеют электрод небольшого размера, требующий для работы меньшего напряжения. Такие свечи намного дороже, чем другие типы.

Основных функций свечей зажигания всего две: воспламенять воздушно-топливную смесь и отводить тепло от камеры сгорания. Важные параметры свечей, которые имеют значение при их выборе и установке:

  • Габаритно-присоединительные размеры.
  • Калильное число, говорящее о тепловых свойствах элемента (горячие/холодные). Отечественные производители выпускают свечи с калильными числами: 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. У зарубежных аналогов нет единой шкалы.
  • Величина искрового зазора. Может варьироваться в пределах 0,5-2,0 мм.

Маркировка свечей зажигания читается примерно так, как указано на картинке ниже.

У устройств отечественного производства маркировка будет чуть другая.

Какие свечи зажигания лучше для УАЗ

Здесь всё будет зависеть от типа двигателя в автомобиле. Например, на УАЗы с УМЗ-417 (карбюратор), имеющим бесконтактную систему зажигания, устанавливались свечи типа А11 или А-14М, в которых зазор свечей составлял 0,8-0,95 мм. А вот для мотора УМЗ-4218 подходят свечи типа А11Р, А14ВР, NR17YC “Brisk” или аналогичные.

Для двигателя ЗМЗ-409 (инжектор) применяется свеча зажигания А14ДВР или её аналог, так указано в руководстве. Надо сказать, что с заводского конвейера уазики сходят укомплектованные свечами бренда “Brisk”. В каталоге компании можно найти свечи, наилучшим образом подходящие для конкретной модели автомобиля и, что очень важно, модификации двигателя.

Порядок подбора иностранных аналогов свечей зажигания для УАЗ довольно сложный. Всё потому, что зарубежные производители не обязаны придерживаться системы единой маркировки. Поэтому приходится штудировать каталоги, сравнивая параметры, или использовать таблицы взаимозаменяемости.

Наверное, однозначно сказать, какие свечи лучше или хуже, нельзя. Однако стоит отдать предпочтение иридиевым элементам, поскольку они считаются самыми прочными и износостойкими, хотя их цена сильно отличается от аналогов, изготовленных из другого материала.

Что может сломаться и как это выявить

У свечей зажигания есть свой ресурс работы. Его обычно определяет производитель, указывая интервалы пробега в километрах. На работоспособность элемента влияют ещё несколько факторов, главные из которых:

  • правильная установка;

  • условия эксплуатации;
  • состояние изолятора.

Из-за загрязнения продуктами неполного сгорания, увеличения искрового зазора или износа электродов и провода свечей зажигания на УАЗ эти устройства могут перестать выполнять свои функции. Тут надо сказать, что всё-таки техническое состояние двигателя — основная причина, почему отказывают свечи зажигания на УАЗ или любой другой машине.

Например, причина того, что свечи зажигания на УАЗ чёрные, — попадание масла в камеру сгорания (если нагар масляный) или неверная регулировка карбюратора, изменение в искровом зазоре, высокое калильное число и т. д. Более подробно об этом в таблице ниже.

 Диагностика работоспособности свечей проводится разными способами. Анализируя цвет изолятора (как на таблице выше), опытный механик может получить массу информации об условиях работы двигателя. Ещё используют специальное оборудование, на котором проверяют бесперебойность искрообразования, а также герметичность соединения деталей свечи. Элемент будет считаться неисправным при перебоях в искрообразовании, которые нельзя устранить очисткой от нагара, под давлением в барокамере.

Правильно подобранные свечи зажигания, взаимодействующие с качественным топливом, прослужат без замены достаточно долгое время: 30-60 тыс. км, а иридиевые или платиновые ещё дольше. Вот почему при выборе свечей зажигания так важно хорошо разбираться в маркировке, типах и их назначении, такие знания помогут вам выбрать лучшие свечи для вашего уазика.

Свечи зажигания какого бренда используете вы?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector