Автомобили Ульяновского автозавода мы ценим за утилитарный экстерьер и их внедорожные качества. Трансмиссия УАЗ «Патриот» составляет основу проходимости этих внедорожников, где карданный вал — один из ключевых компонентов системы. Обсудим устройство этого элемента, причины и признаки его неисправности.
Конструктивные особенности карданных валов
Надо сказать, что с конструктивной и технической точки зрения, передний и задний вал почти одинаковые. После 2013 года была модернизация элементов трансмиссии, изменения коснулись заднего карданного вала УАЗ «Патриот». Коротко пробежимся по устройству валов:
- Передний карданный вал УАЗа «Патриот» — цельная деталь, включающая трубу и вал. Имеет трубчатую скользящую вилку, обеспечивающую шлицевое соединение, и два карданных шарнира.
- До 2013 года, когда раздатка была с ручным управлением, задний карданный вал был составным. Он включал передний вал со скользящей вилкой и задний трубчатый вал с промежуточной опорой. По факту деталь конструктивно аналогична переднему валу и представляет собой тонкостенную трубу с приваренной задней вилкой и нескользящим шлицевым соединением передней вилки.
- В моделях старше 2013 года устанавливаются цельные задние карданные валы, не имеющие промежуточной опоры. Они конструктивно полностью аналогичны переднему валу. Это решение повысило надёжность всей системы трансмиссии и помогло немного снизить уровень шума.
Сейчас карданные валы для уазиков выпускаются как на Ульяновском автозаводе, так и силами других производителей, поэтому поиск детали для замены не представляет трудностей. А вот с обслуживанием есть нюансы. Если модернизированные валы не требуют никаких действий со стороны владельца, то узлы старого образца нуждаются в регулярной смазке подшипников и вилок. Плюс периодически надо проверять затяжку болтов фланцев, зазоры шарниров.
Симптомы неисправности карданных валов
В общем-то, сам карданный вал ломается довольно редко. Причиной поломки может стать:
- износ подвижных или соединительных деталей кардана;
- деформация трубы;
- недостаток смазки;
- разбалансировка;
- эксплуатационные ошибки;
- грязь, пыль, реагенты, попавшие в механизмы вала;
- слишком быстрая езда по бездорожью.
Время, коррозия и стрессовые нагрузки могут привести к выходу карданного вала из строя. Понятно, если он проржавел и сгнил, а затем был задет камнем во время движения, проблемы будут очевидны. Но если не впадать в крайности, то водитель заметит следующие симптомы, сигнализирующие о неисправности кардана:
-
- Переключение скорости сопровождается вибрациями, биением или дрожанием. Обычно это происходит из-за ослабленных болтов или разбалансировки детали. Ничего критичного, но может стать причиной повреждения других элементов трансмиссии.
-
- Стук, лязг и другой странный шум при переключении передачи. Симптом часто указывает на износ подшипников, износ ШРУСа, отсутствие смазки.
Вам будет интересно почитать здесь: замена шруса уаз патриот
- Стук, лязг и другой странный шум при переключении передачи. Симптом часто указывает на износ подшипников, износ ШРУСа, отсутствие смазки.
- Чувство сопротивления при попытке совершить поворот. Неисправный кардан может помешать правильному вращению колёс, что затруднит управление автомобилем.
- «Дёргание» при наборе скорости. Если это происходит при ускорении с места или на низкой скорости, виноват может быть ослабленный шарнир или неисправный несущий подшипник.
- Масляные пятна под карданным валом. Масло обычно «убегает» из-за повреждённого сальника, механического износа штока.
Замену и ремонт карданных валов можно объединить в один разговор, потому что процесс выполнения любого из них состоит почти из одних и тех же шагов. Машину поддомкрачивают (или используют подъёмник), деталь снимают.
Для карданного вала УАЗ «Патриот» проводят динамическую балансировку, устраняя дисбаланс путём приваривания к концам вала пластин. Лучше эту процедуру проводить в СТО, где есть специальный станок для балансировки валов.
Если решили самостоятельно проводить ремонт вала, заменяя в нём изношенные детали, или просто для смазки, не забудьте перед снятием пометить элементы краской или маркером. Это поможет установить пригодные к использованию части вала на прежние места, где они уже приработались.