Если сравнивать современные автомобили с теми, что были выпущены лет двадцать назад, можно заметить, что технологии в автомпроме прошли долгий путь. Сегодня управлять автомобилями стало намного проще и комфортнее. Это заслуга передовых функций авто нового поколения, которые повышают их безопасность, удобство и общее впечатление от вождения. Одно из самых впечатляющих достижений в современных автомобилях — гидроусилитель руля (ГУР).
Автомобили модельного ряда УАЗ «Патриот» относительно недавно тоже стали комплектоваться ГУР, что значительно облегчило жизнь уазовладельцам, ведь управление такой большой машиной без усилителя руля — очень трудозатратное дело.
Что такое гидроусилитель руля и зачем он нужен
Гидроусилитель снижает прилагаемое водителем усилие, необходимое для поворота руля во время движения. Если брать обобщённое определение, то вся система ГУР включает: рулевое колесо, рулевую колонку, карданный шарнир, рейку и шестерню. Рулевое колесо соединяется с рулевой колонкой, которая остается прикрепленной к шестерне и рейке через универсальный шарнир. Другой конец стойки остаётся прикреплённым к колёсному узлу с помощью стяжек.
Сам руль в этой системе — контакт между водителем и автомобилем. Если очень упрощённо, то механизм гидроусилителя руля работает примерно следующим образом:
- Крутящая сила, прикладываемая водителем к рулевому колесу, приводит в движение рулевую колонку.
- Затем движение передаётся от рулевой колонки к шестерне и рейке через универсальный шарнир.
- Шестерни и поворачивают колёса автомобиля в нужном направлении.
Для наглядности, давайте сравним ручное управление и рулевую систему с ГУР.
ГУР | Без ГУР |
в 3 раза снижает усилие на руле; | водитель прилагает физические усилия для рулевого управления; |
не позволяет колесу оказывать сопротивление на руль, что ускоряет управление; | управление медленнее из-за разницы в сопротивлении движению колёс; |
помогает поглощать удары на неровном дорожном покрытии. | менее эффективно с точки зрения поглощения ударов на неровных поверхностях. |
ГУР на «Патриоте»
Устройство ГУР на УАЗ «Патриот» подробно описано здесь. Если коротко, система включает:
- насос с приводом от коленвала;
- рулевой механизм с гидравлическим распределителем и силовым цилиндром;
- бачок для масла;
- три шланга: нагнетательный, сливной и всасывающий.
Работает гидроусилитель на «Патриоте» следующим образом:
- при совершении поворота руля во время движения, золотник перемещается, открывая сливные магистрали;
- в момент открывания конкретной магистрали, масло под давлением «заходит» в необходимые области системы;
- рабочая жидкость давит на поршень, приводящий в действие рулевую рейку, которая поворачивает колёса.
Когда водитель не поворачивает руль, золотник находится в неподвижном состоянии, жидкость из нагнетательной магистрали перетекает в сливную.
Обычно рабочая жидкость для гидроусилителя руля на УАЗ «Патриот» — это масло марки «Р» ТУ 38.1011282-89, требуемый объём — 1,1 литра. Замену масла в ГУР производят после 100 тыс. км пробега или 2 раза в год, так указано в мануале УАЗ «Патриот», а также при появлении следующих симптомов:
- руль стал труднее поворачиваться;
- появились посторонние шумы в рулевом механизме;
- заметны потёки масла в системе ГУР;
- есть трещины на шлангах гидроусилителя;
- уровень жидкости в бачке снизился.
Если заметили что-то из вышеперечисленного, нужно провести техобслуживание внедорожника. При выявлении неисправности ГУР на УАЗ «Патриот» ремонт можно осуществить самостоятельно. Он чаще всего заключается в замене рабочей жидкости, уплотнителей, подшипников или шлангов, промывке фильтра. Ремонт насоса, распределителя или гидроцилиндра лучше доверить специалистам.