Автор: admin
7025

Что такое ГУР и зачем его устанавливать на УАЗ-469

Легендарные вездеходы УАЗ-469 Ульяновского завода известны на весь мир. Несмотря на универсальность и неприхотливость этих автомобилей, управлять первыми моделями было довольно сложно. Если водитель хотел свернуть в сторону или развернуться, ему нужно было повернуть руль по всей дуге поворота, прилагая недюжинные физические усилия. Лёгкость этого манёвра зависела от силы человека, управляющего уазиком, и от структуры дороги под шинами.

Это Вас заинтересует: вездеход кречет

Рулевое управление УАЗ-469 стало комфортным, когда на модификации этой модели стали устанавливать гидроусилитель руля. Случилось это знаменательное событие в 1996 году. Впервые ГУР появился на УАЗ-3153 “Стрейч”, а вот на “Хантер” его поставили только в 2003.

История появления гидроусилителя руля

К сороковым годам прошлого века всё больше и больше людей ездили на машинах, включая старшее поколение. Пожилые люди и некоторые женщины с трудом справлялись с жёстким рулевым управлением автомобилей. Ввиду большого разнообразия водителей и их одинаково широких навыков вождения возникла необходимость найти способ сделать управление транспортным средством более простым и приятным для автолюбителя любого уровня подготовки.

Это Вас заинтересует: рулевое управление уаз

Первый патент на систему рулевого управления с усилителем был выдан в 1876 году человеку по фамилии Фиттс. Однако первую практическую систему ГУР в 1926 году создал Фрэнсис Дэвис, автомобильный инженер, работавший в подразделении грузовых автомобилей Pierce Arrow. С 1931 по 1943 год Дэвис получил пять патентов, каждый на определённый компонент конструкции системы рулевого управления с гидроусилителем.

По контракту с General Motors Дэвис усовершенствовал своё изобретение, но эта улучшенная версия так и не нашла реального применения. Планировалось устанавливать ГУР на новые модели Cadillac, но из-за экономических причин компания расторгла контракт с инженером-конструктором в 1934 году.

Корпорация Bendix, наблюдавшая за работой Дэвиса, в 1936 году заключает с ним контракт на серийное производство и продажу его изобретения. За три года ГУР установили всего на 10 авто. Так совпало, что General Motors купила две системы производства Bendix, но установила их на свои модели Buick. А вот в новых Cadillac (1940 года выпуска) использовали рулевой механизм с рециркуляцией шариков Saginaw, он, конечно, облегчил управление, но повернуть руль при остановке машины по-прежнему было очень трудно. Всё изменится, когда начнётся война.

Итак, 1940 год. Система гидроусилителя руля от Bendix-Davis была установлена на бронетранспортёрах, производимых Chevrolet для британской армии. А сразу после окончания войны ГУР начал производить Chrysler. К тому времени срок действия патентов Дэвиса истёк, поэтому компания взяла его разработки за основу, назвав свою систему “Hydraguide”.

Тут General Motors, снова заинтересовавшись детищем Дэвиса, заключают контракт с инженером на разработку и серийное производство ГУР для своих автомобилей. И уже к 1953 году гидроусилителем руля были оснащены более 1 млн машин.

Советские автопроизводители не отставали от заморских коллег, стремясь сделать управление машинами более комфортным. Первый гидроусилитель руля был установлен на самосвале МАЗ-525 в 1950 году, а через 8 лет новомодный девайс получил ЗИЛ-111. Установка ГУР Ульяновским автозаводом на модификацию УАЗ-469 под индексом 3153 состоялась только в 1996.

Интересный материал тут: рулевое управление уаз патриот

Гидравлический усилитель руля: что это и для чего он нужен

Усилитель рулевого управления не только сделал очевидное — дал возможность водителю управлять тяжёлым транспортным средством с гораздо меньшими усилиями и с большим комфортом, но также позволил инженерам улучшить реакцию рулевого управления, то есть скорость изменения направления автомобиля, когда водитель поворачивает руль.

До того как ГУР стал доступен широким народным массам, системы рулевого управления автомобилей были настроены таким образом, что для преодоления крутых поворотов или для парковки требовалось много раз повернуть руль. Надо сказать, что некоторые из автомобилей, такие как “чистокровные” лёгкие спортивные авто, не имели вообще никакого усилителя руля: Acura NSX начала 1990-х годов, Lotus Elise, Exige и Alfa Romeo 4C, последний, к слову, до сих пор остаётся без гидроусилителя руля. Эти машины обошлись без него из-за их небольшого веса и относительно узких шин. Тем не менее крутить руль в этих спорткарах может оказаться довольно утомительным занятием.

Если рассматривать упрощённо, то в системе рулевого управления с гидроусилителем используется:

  • гидравлическая жидкость;
  • цилиндр;
  • насос;
  • бачок;
  • 3 шланга;
  • а также один или несколько регулирующих клапанов для увеличения силы, прикладываемой к рулевому колесу.

Руль управляет одним или несколькими регулирующими клапанами, чтобы обеспечить поток гидравлической жидкости в цилиндр. Чем больше крутящий момент на рулевое колесо вводится водителем, тем больше жидкости проходит через клапаны в цилиндр. Насос обычно приводится в движение ремнём, соединённым с двигателем транспортного средства, который затем проталкивает гидравлическую жидкость через цилиндр к рулевому механизму. Всё это поворачивает колёса.

Большинство гидравлических насосов — поршневые, это означает, что расход гидравлической жидкости эквивалентен частоте вращения двигателя:

  • Низкая частота вращения соответствует низкоскоростному рулевому управлению.
  • Высокая — означает высокую скорость рулевого управления. Но поскольку это определённо означало бы, что при попытке смены полосы движения авто может “улететь” с дороги, когда двигатель работает на более высоких оборотах, в системе срабатывает компенсаторный механизм — клапан регулирования потока отправляет часть жидкости под давлением насоса обратно в гидравлический резервуар.

Благодаря усовершенствованиям современные ГУР способны определять скорость транспортного средства и замедлять передачу сигнала от рулевого колеса на рулевой механизм, чтобы снизить чувствительность на более высоких скоростях (в целях безопасности).

Устанавливать или не устанавливать, вот в чём вопрос

Безусловно, вполне можно обойтись и без этого узла, Alfa Romeo подтвердит. Однако установка ГУР на УАЗ-469 и его модификации имеет ряд преимуществ:

  • смягчение ударов от колёс к рулю;
  • повышение безопасности, если повредятся шины или в них упадёт давление;
  • в экстремальных условиях повышается динамическая проходимость уазика;
  • в 3 раза снижается усилие на руле.

Сейчас для автомобилей Ульяновского автозавода комплекты гидроусилителя руля выпускают несколько производителей: РУПП “Борисовский завод “Автогидроусилитель”, ИНМАШ, ОАО “Автодеталь-Сервис”.

ГУР на УАЗ-469.

Любой автолюбитель, обладающий самыми начальными навыками в автомеханике, может своими руками поставить ГУР на свой УАЗ-469. Для этого не потребуется ни особых навыков, ни резки и варки крепления под редуктор, все комплекты полностью готовы к установке на уазик.

Интересный материал тут: рулевое управление уаз патриот

Некоторые уазовладельцы устанавливают на свои автомобили гидроусилители, созданные для других марок авто. А вы ставили “чужой” ГУР на ваш УАЗ?

Полезный материал здесь: рулевой карданчик уаз патриот

Ссылка на основную публикацию