Автор: Сергей Иванов
251

Как устроен картер рулевого механизма, или рулевой редуктор, на УАЗе “Буханка”

Будем говорить про рулевой редуктор (РР), который правильно зовётся картер рулевого механизма (РМ). Это ведь важный элемент — прародитель более совершенных версий усилителей руля, таких как ГУР и электроусилитель. Этой деталью, закреплённой с помощью специального кронштейна на левом лонжероне рамы, оснащаются модификации автомобиля УАЗ “Буханка” под индексами 3302, 3909, 2206.

Устройство рулевого редуктора УАЗ “Буханка”

Рабочая пара картера РМ включает глобоидального червяка и находящегося с ним в неизменном сопряжении двухгребневого ролика. Напрессован на пустотелый вал червяк стоит в рулевом редукторе УАЗа “Буханки” на 2-х роликоподшипниках конического типа. Шпоночный выступ и нарезанные на валу червяка шлицы обеспечивают большую надёжность соединения вал–червяк.

Находящиеся внутри двухгребневого ролика кольцевые канавки, в свою очередь, — рабочая поверхность для 2-рядного подшипника шарикового типа. Он, вставленный в ось вала, вращается: с одной стороны — во впрессованной в редуктор втулке, с другой — в подшипнике цилиндрического типа. Эта деталь расположена в крышке РР. Головка вала хвостовиком помещается в паз винта регулировки, закрученного и зафиксированного штифтом и шайбой со стопорным элементом в боковой крышке РР.

Верхняя часть рулевого вала входит в подшипник корпуса колонки.

Регулировка рулевого редуктора УАЗ “Буханка”

Вообще регулировку производят, чтобы устранить зазоры, появляющиеся со временем и под действием силы трения в паре червяк–ролик. Перед тем, как отрегулировать рулевой редуктор УАЗ “Буханка”, сначала в подшипниках червяка надо проверить осевой зазор: ладонью обхватив РР, свободной рукой подвигайте рулевое колесо (РК) влево/вправо. В случае наличия износа подшипников под большим пальцем руки, держащей рулевой редуктор, можео почувствовать осевое смещение ступицы РК сравнительно колонки. Если осевого зазора подшипников не обнаружено, регулированию подлежит только зацепление червяк–ролик.

Алгоритм действий примерно следующий:

  • Снимите картер РМ, удалите из него масло и зажмите деталь в тисках.
  • Отвинтите контргайку.
  • Сняв шайбу со стопором с болта регулировки, открутите и снимите гайки крепления на крышке РР.
  • Извлеките, захватив ролик и крышку, вал сошки, снимите с него прокладку (действуйте очень аккуратно).
  • Демонтируйте нижнюю крышку, открутив её крепёжные гайки. Здесь будет бумажная прокладка, которую надо снять, не повредив.
  • Затем верните крышку на предусмотренное для неё место, закрепите болтами и перепроверьте осевое смещение червяка. Смещение по оси сохраняется? Опять демонтируйте нижнюю крышку, поменяйте толстенькую прокладку на тонкую (которую достали раньше).
Сергей Иванов
Сергей Иванов
Специалист автосервиса. Занимается тюнингом автомобилей более 12 лет.
Задать вопрос
Не снимайте одновременно две прокладки.
  • Повращайте червяк, чтобы протестировать, как затянуты подшипники.
Сергей Иванов
Сергей Иванов
Специалист автосервиса. Занимается тюнингом автомобилей более 12 лет.
Задать вопрос
Измерение усилия на рулевом колесе надо проводить при снятом вале сошки, вооружившись динамометром. Если всё было сделано правильно, должно быть 2,2–4,5 Н.

Подробно про ремонт и регулировку рулевого редуктора УАЗ-31512 (на “Буханке” все действия будут плюс-минус аналогичными):

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector