Штатная шумоизоляция УАЗ Патриот относится к бюджетному классу и потому обладает низким коэффициентом звукопоглощения. Автолюбители дорабатывают ее своими силами, используя более качественные материалы.
Принцип шумоизоляции
Шумозащита состоит из 3 слоев:
- Вибродемпфера. Упругие плитки из полимеризованной битумной мастики, облицованные с 1 стороны фольгой, бумагой или нетканым полотном. Приклеиваются к металлу кузова и гасят вибрации, посредством которых распространяется шум от двигателя, коробки передач и подвески.
- Шумо- и теплоизолятора. Материал с пористой или волокнистой структурой. Благодаря низкому коэффициенту теплопроводности препятствует остыванию салона. Одновременно служит первичным барьером для звуков, проникающих снаружи и создаваемых кузовом и агрегатами автомобиля.
- Шумопоглотителя. Мягкий высокопористый материал, основная преграда для звуковых волн. Коэффициент поглощения шума достигает 95%.
Необходимость шумоизоляции
Во время движения в салон транспортного средства проникают звуки от следующих источников:
- Проезжающих мимо машин.
- Двигателя, трансмиссии, выхлопной трубы, ходовой части, особенно при езде по неровной дороге.
- Плохо закрепленных деталей, дребезжащих и бряцающих при ударах.
- Металлического корпуса, распространяющего вибрации от двигателя, трансмиссии и ходовой части (структурный шум).
При создании автомобиля премиум-класса разработчики уделяют этой проблеме много внимания: применяют эффективные шумоизолирующие материалы, соответствующим образом конструируют узлы.
Перед создателями Патриота стояла задача удовлетворить спрос на доступный, надежный внедорожник с большой проходимостью.
С целью снижения стоимости его снабдили минимальной шумоизоляцией.
Отрицательное воздействие шума на водителя
Громкий шум оказывает негативное влияние на нервную систему. Человек быстро устает, становится раздражительным, снижаются острота внимания и скорость реакции. Кроме того, отсутствует возможность слушать в салоне музыку.
Материалы для проведения шумоизоляции
При выборе материалов, кроме коэффициента звукопоглощения, учитывают следующие критерии:
- Для вибродемпфера — вес. Это наиболее тяжелый слой. Например, удельная масса Bimast Bomb составляет 6 кг/кв.м. Рекомендуют оклеивать такими материалами не более 50% поверхностей машины, чтобы вес шумоизоляции не превышал 50-60 кг. Тяжелым автомобилем сложнее управлять, существенно возрастает расход топлива.
- Для теплоизолятора и шумопоглотителя — паропроницаемость. Материал, не обладающий таким свойством, долго сохнет. Его не рекомендуют класть на пол, т.к. он часто намокает из-за влаги или снега на обуви, а также в двери (из-за брызг, дождя, конденсата). Паропроницаемый материал легко подсушить тепловой пушкой.
Чаще всего применяют «Визомат», «Вибропласт» и «Изолон».
Визомат МП
Фольгированный вибродемпфер на битумно-полимерной основе.
Характеристики материала:
- толщина — 2,7 мм;
- формат листа — 75х53 см;
- количество плит в упаковке — 10 (4 кв.м);
- коэффициент механических потерь — 0,28;
- пластичность — возможен монтаж на криволинейные поверхности;
- вес — около 4 кг/кв.м (допускается покрытие 60% поверхности автомобиля);
- температура эксплуатации: -45…+75°С.
Материал имеет клейкую тыльную сторону, закрытую противоадгезионной пленкой. Перед монтажом требуется нагрев до +40…+50°С.
Работы проводят при следующих параметрах окружающей среды:
- влажности 60-70%;
- температуре +18…+30°С.
Визомат МП рекомендуется к применению на таких поверхностях, как:
- пол;
- арки колес;
- перегородка моторного отсека;
- тоннель.
Вибропласт
Фольгированный вибродемпфер.
Характеристики:
- наклеивается без предварительного нагрева;
- пластичен (возможен монтаж на криволинейные поверхности).
Температура эксплуатации равна -45…+100°С, допускается кратковременный нагрев до +190°С;
Выпускают 2 разновидности:
- «Вибропласт Silver»;
- «Вибропласт Gold».
Отличительные черты «Сильвера»:
- формат листа — 75х47 см;
- толщина — 2 мм;
- удельный вес — 3 кг/кв.м (допускается покрытие 70%-80% поверхности машины).
Благодаря относительно небольшому весу, вибропласт рекомендуется для применения на дверях (снижается нагрузка на петли), капоте, багажнике, пластиковых и композитных панелях.
Особенности модификации «Голд»:
- толщина — 2,3-3,7 мм;
- удельный вес — 4-5,7 кг/кв.м;
- формат листа — 75х53 см.
Изолон
Шумо- и теплоизолятор из вспененного полиэтилена. Благодаря гибкости, он хорошо глушит звуки и может применяться на криволинейных поверхностях.
Выпускают 2 разновидности:
- из сшитого полиэтилена;
- из несшитого.
Первый вариант более прочный и долговечный.
Изолон выпускают в 4 исполнениях:
- Тип А — с 1 стороны покрыт фольгой. Она отражает инфракрасное излучение и защищает материал от механического воздействия.
- Тип B — фольгирован с обеих сторон.
- Тип C — самоклеящийся вариант. Фольга отсутствует.
- Тип ALP — самоклеящийся фольгированный вид.
Толщина изолона составляет 3-10 мм.
Недостаток материала — нулевая паропроницаемость. Попавшую под него влагу сложно высушить.
Необходимые инструменты
Для работы потребуются:
- Крестовая и плоская отвертки.
- Строительный фен или горелка.
- Прикаточный валик.
- Плоскогубцы.
- Нож.
- Узкий шпатель.
- Кисть.
Инструкция, чтобы сделать шумоизоляцию для Патриота
Начинают с подготовки автомобиля:
- С дверей снимают внутреннюю обшивку и штатную шумозащиту. Материалы складывают на стеллаж, защищенный от попадания грязи, масла и пр. Пленку влагозащиты удаляют безвозвратно, ее функцию выполняет вибродемпфер.
- То же проделывают с потолком. Работы выполняют чистыми руками или в новых перчатках, чтобы не испачкать обшивку.
- Вынимают сиденья, предварительно освободив их от креплений. Далее демонтируют центральную консоль и извлекают ковер. Открывшуюся заводскую шумоизоляцию из войлока аккуратно снимают и складывают на стеллаже. Она будет использоваться повторно.
- Проверяют штатный напольный вибродемпфер на предмет повреждений и отслоений. Обнаруженные дефекты срезают и зачищают.
Автолюбители со стажем на основании личного опыта считают, что без дополнительной шумоизоляции пола можно обойтись.
На УАЗ он толстый, потому и не шумит так сильно. Наиболее звонкой частью являются двери.
Укладка первого слоя виброизоляции
Вибродемпфер устанавливают в таком порядке:
- Металл очищают от грязи и ржавчины, затем обезжиривают бензином или уайт-спиритом.
- Кроят битумные листы в соответствии с размерами и формой обрабатываемой детали. Нужно тщательно выверить форму пластинки и ее местоположение, поскольку в случае неудачного монтажа оторвать ее без повреждений не получится.
- Снимают с вибродемпфера противоадгезионную пленку и прогревают клейкую тыльную сторону, не доводя до кипения.
- Лепят деталь на кузов и тщательно прокатывают валиком, чтобы под битумом не осталось воздушных карманов.
Крупные фрагменты наклеивают следующим способом:
- Освобождают край от противоадгезионной пленки.
- Нагревают его и приклеивают к металлу.
- Прикатывают валиком.
- Отделяют противоадгезионную пленку от следующего фрагмента, греют его и приклеивают.
- Снова прокатывают валиком.
- Повторяют пп. 4 и 5, пока не будет закреплена вся деталь.
К этому способу прибегают только в крайнем случае, поскольку с большой вероятностью строительным феном можно испортить лакокрасочное покрытие кузова. Там, где есть возможность, лучше осуществлять полный прогрев плитки вибродемпфера вне машины. Альтернативный вариант — использовать материал, наклеиваемый холодным способом.
На разных участках используют виброзащиту следующей толщины (мм):
- Дверь — 2. Это облегченный вибродемпфер, поэтому нагрузка на петли вырастает незначительно. Этим же материалом на дверцах дополнительно оклеивают каркас и технологические отверстия.
- Пол. Под задним сиденьем и в багажнике — 3, на остальной поверхности — 4.
- Крылья — 2.
- Крыша — 2.
Монтаж второго слоя
Теплоизолятор наклеивают поверх вибродемпфера, предварительно сняв противоадгезионную пленку. Толщину материала подбирают с таким расчетом, чтобы можно было установить снятые панели на место.
Рекомендуемые значения (мм):
- Потолок — 8.
- Дверцы — 8.
- Пол. В багажнике и под задним сиденьем — 4, в остальных местах — 8.
Работа с проводкой
В процессе монтажа шумоизоляции приходится отсоединять разъемы проводов. Перед этим рекомендуют фотографировать их, чтобы правильно произвести обратное подключение.
В местах соединения проводов с разъемами штатную изоляцию дополняют хлопчатобумажной изолентой. Затем кабели помещают в гофру.
Обработка антискрипом
Уплотнителем оклеивают по контуру следующие части:
- дверную обшивку;
- торпедо;
- багажную полку;
- подлокотники;
- центральную консоль.
Монтаж звукопоглотителя
Звукопоглотитель наклеивают на следующие элементы:
- Обшивку дверей.
- Перегородку моторного отсека (поверх заводской шумоизоляции).
- Передние и задние арки.
Лучшие производители шумоизоляционных материалов
Наиболее качественную продукцию предлагают следующие российские компании:
- STP. Выпускает популярные материалы «Вибропласт», «БиМаст» и др. В ассортименте есть недорогой шумоизолятор «Стандартпласт».
- СГМ-Техно. Изготавливает материалы марки «СГМ-Вибро».
- «Тэкникал Групп». Производит дорогие и качественные материалы.
- «Шумофф». Одна из самых популярных марок, что объясняется хорошим соотношением цены и качества.
Используя материалы этих компаний, владелец Патриота может своими руками существенно улучшить шумозащиту внедорожника. Затраты составят 32-39 тыс. руб. (в ценах 2019 г.).
А что Вы думаете по этому поводу? Просим выразить свое мнение в комментариях к данной статье!