Автор: Юрий Сёмин
123

Схема проводки старого образца модели УАЗ-3303 (карбюратор)

“Головастик” — модель Ульяновского автозавода под индексом 452Д, ставшая настоящей легендой отечественного автопрома, была выпущена в 1966 году. Этот индекс универсальный грузовик, полюбившийся автолюбителям, “носил” до 1985 года, когда после очередной модификации ему присвоили новое название — УАЗ-3303.

Подробно об истории “головастика”, его модификациях и современной версии можно прочитать здесь. А в этом материале рассмотрим электропроводку УАЗ-3303: схему проводки в моделях старого образца с карбюратором и частые неисправности.

Конструктивные особенности электропроводки “головастика”

Электрооборудование — один из трёх основных блоков, составляющих конструкцию автомобилей, который объединяет источники тока с потребителями и включает элементы управления и электропроводку.

Схема электропроводки УАЗ-3303

Основные компоненты, которые использовались на полноприводной модели УАЗ-452Д, “переместились” и на её модификацию под индексом 3303:

  • 6СТ-60ЭМ — аккумулятор;
  • Г250-П2 — генератор, куда был встроен модуль РР132-А — регулятор напряжения;
  • электростартер с катушкой зажигания — Б116;
  • тамблер под каталожным номером 33.3706;
  • электронный коммутатор (13.3734);
  • А11 — свечи зажигания.

После того как Ульяновский автозавод стал устанавливать в новые модификации “головастика” двигатели стандарта Евро-2, то есть инжекторы УМЗ-4218, пришлось модернизировать и электрооборудование — в УАЗ-3303 появились генераторы нового поколения.

В первые годы выпуска “головастика” в нём была установлена стандартная приборная панель, перешедшая по наследству от УАЗ-3741.

Осветительные приборы и поворотники включались с помощью обычного подрулевого переключателя, в котором предусматривались фиксированные положения:

  • Всего 3 положения было у указателя поворотов: влево, вправо, выключить поворотный сигнал.
  • Режим указателя показывала лампочка (№6 на картинке).
  • Сигнальная лампа (№8) на спидометре показывала, какой режим основного света включён: ближний или дальний.

Интересно, что, если выключить зажигание на УАЗ-3303 или потянуть на себя переключатель света в момент движения автомобиля, активировалась электрическая схема, включающая дальний свет.

Стеклоомыватели на “головастике” включались путём утапливания штока, расположенного под кнопкой выключения аварийки. А если повернуть эту ручку (шток), можно активировать работу стеклоочистителей.

В 1993 году была проведена очередная модификация обсуждаемой модели. Изменили конструкцию автомобиля, удлинив платформу и изменив подрульный переключатель. Изменения коснулись и внешнего вида приборной панели.

По факту это опять заимствованный дизайн и опять от другого уазика — 39094. Перемены коснулись не только внешнего вида, но и схемы управления электропотребителями. Теперь по-другому включаются поворотные сигналы, главный свет, стеклоочистители и стеклоомыватели. Что сделали:

  • управление поворотными сигналами и главными фарами совместили в одном рычаге;
  • механизмы очистки стёкол вынесли на отдельный рычаг.

Сначала новая приборная панель с многофункциональными переключателями была не очень тепло встречена автолюбителями. Но такая схема давно применялась на моделях зарубежного автопрома и показала свою безопасность при управлении автомобилем, поэтому её решили поставить на УАЗ-3303.

Частые неисправности

Электрооборудование на УАЗ-3303 сделано по 1-проводной схеме, вся бортовая сеть имеет номинальное напряжение 12 В. Коммутация основных цепей авто происходит с помощью комбинированного стартера. Когда двигатель не работает, потребители получают энергию от аккумулятора, при запуске мотора — от генератора с интегрированным регулятором напряжения. Естественно, работающий двигатель заряжает аккумуляторную батарею.

Однако следует помнить, ДВС, работающий на холостом ходу, будет способствовать разряжению аккумулятора, плюс его мощности не хватит для обеспечения электроэнергией мощных потребителей, таких как фары, вентилятор отопителя и т. д. Это не считается неисправностью.

А вот действительно к проблемам в электропроводке УАЗ-3303 относят:

  • Повреждённая изоляция проводов или их обрыв. Здесь лучшим решением проблемы будет замена повреждённого участка. Подмотать провод изолентой — экстренная мера, но в долгосрочной перспективе её применение нецелесообразно.
  • Короткое замыкание в цепи. К нему часто приводит повреждение изоляции или перетирание проводов.
  • Перепады напряжения. Случаются, если к цепи добавлены слишком мощные потребители.
  • Перегорание предохранителя. Возникает как следствие перепадов напряжения.
  • Выход из строя генератора. Эту неисправность легко определить по тусклому свету фар, который “зажигается” ярче, если нажать педаль газа.
  • Окисление контактов. Причина — воздействие влаги. Провода можно зачистить или полностью заменить.

Итак, схема электропроводки УАЗ-3303 старого образца прошла несколько модификаций, но кардинальных изменений не претерпела. Собственно, в этом не было особой необходимости, поскольку она безотказно работала в самых экстремальных условиях, показав себя надёжной системой.

Современные “Головастики” имеют модифицированную схему проводки, что продиктовано использованием инжекторных двигателей и другими мировыми требованиями к безопасности автомобилей. Но этот уазик всё также остаётся одним из самых надёжных, неприхотливых и универсальных помощников, которые можно использовать как в городских условиях, так и сельской местности.

А вы, уважаемые уазовладельцы, уже меняли электропроводку на своём УАЗ-3303?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector