Автор: Сергей Иванов
197

Бухлобусы и уазоиды: а УАЗ-то ненастоящий

В застойные советские времена с грузопассажирскими автомобилями дело обстояло печально. Машину сложно было купить не только простому обывателю, у которого, конечно, были деньги на такую роскошь, но и госучреждениям (а других-то и не было). Но ведь когда нельзя, но сильно надо, то решения всегда находятся. Так на дорогах нашей родины появились автобусы, фургоны и вахтовики, сделанные на шасси “буханок” и “головастиков“, но по факту не имеющих к УАЗ никакого отношения. Поговорим о бухлобусах и уазоидах, а также полёте инженерной мысли производственников.

Страшилы с добрым сердцем: как они появились

Ещё каких-то 20 лет назад встретить микроавтобус УАЗ “Буханка” можно было реже, чем неказистый на вид, но очень практичный бухлобус. К слову, сейчас уазолюбители тоже не прочь поэкспериментировать с конструкцией и тюнигом своих авто, меняя их до неузнаваемости.

Однако в Советском Союзе на появление авто с оригинальным кузовом и уазовским шасси глобально повлияли два фактора, главным из которых был дичайший дефицит транспортных средств, особенно грузопассажирских фургонов и микроавтобусов. При этом “голое” шасси УАЗ-452Д можно было запросто выписать на заводе-изготовителе, а вот дождаться получения “целой” ульяновской “Буханки” (хотя бы простого фургона, про пассажирскую даже мечтать не стоило) — почти невыполнимая задача.

А когда на вашем предприятии есть мало-мальски “рукастые” сварщики и жестянщики, то соорудить не слишком эстетичный, зато практичный фургончик, на полученном по разнарядке шасси, — дело вполне реальное. Да, пусть внешний вид таких авто был несколько странным, но до красоты ли тогда было?

Вахтовка Т12.02 на базе УАЗ-3303.

Надо отдать должное, некоторые министерства подходили к вопросу обеспечения своих подразделений спецтранспортом очень обстоятельно, по-хозяйски. Они налаживали собственное серийное производство грузопассажирских фургонов, используя свои же конструкторские разработки и производственные мощности.

Передовики производства: кто делал уазоиды

Самыми распространёнными стали микроавтобусы марки “Кубанец”, которыми были обеспечены крупные учреждения культуры областного и районного значения.

Кубанец-У1А.

Выпускал их Краснодарский механический завод “Кубань”, подчинявшийся Минкульту РСФСР:

  • С 1967 года производились только автобусы с индексами У1А и автоклубы на базе УАЗ — У1К. В 1992-м эту серию заменили пикапами и макроавтобусами с более высокой крышей и расширенным кузовом — ТСК2.
  • Вахтовки на шасси УАЗ — версия 1986 года с грузопассажирским модуле. Им был присвоен индекс Т12.02. Выпуск продолжался вплоть до 1995 года.
Кубанец-ТСК2.

Понятно, что такие машины были несоизмеримо лучше самоделок как внешне, так и с технической точки зрения. Более того, они по ряду параметров превосходили даже своих “родителей” — уазовские модели УАЗ-2206. Главные отличительные черты “Кубанцев”:

  • на боковинах кузова есть диагональные рёбра жёсткости;
  • задняя стенка глухая или имеет трапециевидное остекление.

Другой пример производства удачных уазоидов — предприятие, подведомственное Минводхозу, НПО “Гидроимпульс”, которое впоследствии было переименовано в АО “Псковавто”. Что они делали, используя шасси УАЗ-452Д:

  • микроавтобус АПВ-У-01;

  • вахтовку, оборудованную пассажирским модулем, — АПВ-У-03.

Кстати, эти разработки получили “ГОСТ”, после чего было налажено их серийное производство на других предприятиях.

Семейство ТС-17144 на шасси УАЗ-3303.

Ещё одна группа уазоидов, заслуживающая внимания, — семейство под индексом ТС-17144 (на конце могла быть буква). Такие авто выпускались в начале 1990-х, но разработаны были в Госкомсельхозтехники ещё во времена СССР. Их производили по меньшей мере восемь предприятий (и это только на территории РФ). Интересно, что автомобили разных производителей значительно отличались друг от друга не только внешне, но и назначением.

Делали спецавтомобили для медицинской службы, милиции и даже передвижные лаборатории.

В старых советских фильмах многие видели киносъёмочный автомобиль АКСМ.01-452Д. Он был создан на базе микроавтобуса Десна-2М Черниговским заводом специального автотранспорта (на шасси всё того же УАЗ-452Д).

А вот Будёновский РМЗ в 1993-м сконструировали почти футуристический микроавтобус, но почему-то в серию его так и не запустили. Решили отдать предпочтение проверенным моделям ТС-17144.

Производственные предприятия братских республик тоже перенимали опыт, делая свои уазоиды на базе ГАЗ-69 и УАЗ-452Б.

Некоторые предприятия до недавнего времени продолжали выпускать уазоиды и бухлобусы, совершенно официально присваивая своим транспортным средствам VIN. Среди них: ОАО “АвтоКубань” (X1V), ОАО “Псковавто” (XT6), ОАО “РМЗ “Буденновский” (XS5), ЗАО “Ульяновский АРЗ” (X0E) и т. д.

А вы, уважаемые уазолюбители, встречали уазоида “вживую”?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector