Чтобы преобразовывать силу, с которой водитель давит на педаль, в давление рабочей несжимаемой жидкости, находящейся в приводе сцепления, в автомобилях УАЗ “Буханка” используется главный цилиндр сцепления (ГЦС). Естественно, эта деталь не уникальна для уазовских фургонов, ГЦС устанавливается на машинах с гидравлическим типом привода сцепления.
Поговорим об устройстве и функциях ГЦС, возможных неисправностях узла и их диагностике.
Коротко о видах сцепления
Итак, основная задача сцепления — плавно передать крутящий момент от мотора к колёсам, соединив коленвал двигателя с валом КПП. Частота вращения ДВС намного превышает ту, что нужна для вращения колёс, поэтому в связке мотор-колёса есть третий важный узел — коробка перемены передач. И вот сцепление используется, чтобы плавно соединить/разъединить КПП с двигателем.
В автомобилях используются несколько видов сцепления, которые могут эксплуатироваться изолировано или в комбинации друг с другом:
- использует силы трения — механическое;
- работает за счёт магнитного поля — электрическое;
- соединяет с помощью масла вал двигателя с валом КПП — гидравлическое.
По факту принцип работы всех вышеперечисленных типов схож, они лишь модификации механического типа, отвечающие определённым условиям комфортной эксплуатации транспортного средства. Конкретный тип сцепления определяет сочетание нескольких элементов в конструкции привода агрегата:
- Однопоточное или двухпоточное. Первое используется на легковых машинах, второе — на специальной технике, включая транспорт для сельхоз нужд.
- Воздушная или масляная среда (сухое, мокрое).
- Постоянно или непостоянно замкнутое (первое используется в легковых авто).
- Одно, двух или многодисковое.
- Используются одна диафрагменная или несколько цилиндрических пружин.
Сегодня самый распространённый вид сцепления — однодисковое сухого типа.
Устройство и частые поломки главного цилиндра сцепления УАЗ
В легендарной “Буханке” для сцепления используется гидравлический привод, где несжимаемая жидкость передаёт усилие водителя. Узел имеет довольно простое устройство и состоит из следующих элементов:
- педали;
- главного и рабочего цилиндров;
- гидроприводной магистрали;
- бачка с жидкостью.
Главный цилиндр сцепления на УАЗ-3303 “Буханка” — это гидроцилиндр, преобразующий нажатие водителем на педаль сцепления в давление рабочей жидкости в приводе.
Устройство ГЦС на УАЗах.
Работает механизм довольно просто:
- поршень главного цилиндра после нажатия на педаль смещается вперёд;
- поступая в цилиндр, вытесненная рабочая жидкость изменяет положение поршня со штоком, который выжимает вилку;
- выжимной подшипник, двигаемый вилкой, надавливает на лепестки корзины, в результате чего прижимной диск отводится от диска сцепления.
Главный цилиндр сцепления на УАЗе “Буханка” или “Хантер” не отличается высоким качеством. Выявить неисправность ГЦС можно по следующим диагностическим признакам:
- Значительное снижение уровня в бачке сцепления говорит о том, что где-то течёт тормозная жидкость. Дело может быть в повреждённых соединительных трубках, расположенных в системе, другая причина — изношенные манжеты или вышедший из строя поршень.
- Место подтекания жидкости видно при осмотре системы.
- Педаль при нажатии периодически “проваливается”. Вероятно, в приводе воздух. Частая причина такой неисправности — треснувшие шланги или уровень в бачке опустился ниже минимальной отметки.
- Переключая передачу, водитель слышит “хруст” в КПП. Возможная причина — неисправны пружины или поршень ГЦС.
Наличие любого из этих признаков — повод осмотреть все элементы привода, провести ремонт или замену главного цилиндра сцепления УАЗ “Буханка”.
Наличие воздуха в системе — одна из частых проблем, но не стоит спешить с ремонтом, если педаль сцепления стала периодически “проваливаться”. Перед тем как разобрать весь цилиндр сцепления, стоит прокачать систему, это поможет убрать воздух, который туда мог попасть, когда уровень жидкости в бачке ГЦС упал ниже минимума.
Если “неинвазивные” меры не помогают, тогда — ремонт. Вот несколько полезных советов для тех, кто решил самостоятельно отремонтировать ГЦС:
- жидкость из гидропривода не обязательно сливать полностью во время ремонта цилиндра;
- лучшая жидкость для промывки деталей — тормозная, не стоит использовать керосин, бензин или солярку (в них разбухнут изделия из резины, входящие в комплект узла);
- тормозная жидкость также отлично подойдёт в качестве смазки для всех деталей ГЦС, кроме сферической поверхности штока, её лучше смазать пластичной, консистентной смазкой.
Как уже упоминали, ГЦС у уазовских автомобилей не отличается высоким качеством, если решили полностью поменять узел, стоит посмотреть в сторону других производителей автокоплектующих. Что думаете о “чужих” деталях на УАЗах? Ставили ли когда-нибудь на свой авто ремкомплект ГЦС другого автомобиля?
Традиционное видео: