Автор: Дмитрий Клюев
209

3 буквы и 3 цифры, или особенности дизельного двигателя ЗМЗ-514

Казалось, что положительных отзывов на двигатель ЗМЗ-514 (дизель), который стал устанавливаться на внедорожники Ульяновского завода с 2006-го года, не будет ни от одного автовладельца, в чьей машине установлен этот мотор. Попробуем разобраться, что с этим агрегатом не так.

Как всё начиналось

В 1978 году Заволжский моторный завод решил спроектировать новую серию двигателей с индексом Э-403.10, предназначенных для перспективного (по тем временам) автомобиля “Волга”. Перед конструкторами стояла примерно следующая задача: турбодизель на 2,3 литра, оборудованный чугунным блоком цилиндров, мощностью 80-90 “лошадок”. Однако тогда дело дальше проекта не пошло.

Чуть позднее, к 1982-84 году, инженеры всё-таки собрали опытный образец дизельного двигателя под индексом ЗМЗ-402.10, рассчитанного для эксплуатации в ГАЗ-24. Тестовый мотор даже прошёл испытания, но также остался в истории, поскольку Минавтопром решило дать конструкторам другую задачу — производить малолитражные дизели, освоив дизельную топливную аппаратуру. Спустя 10 лет, уже после начала активного конвейерного производства бензинового ЗМЗ-406.10, инженеры вернулись к работе над турбодизелем. Образец дизельного ЗМЗ-406Д.10. Это был 1995 год.

Поперечный срез ЗМЗ-406Д.10.
Как выглядел ЗМЗ-406Д.10.

Понятно, что агрегат был максимально “косячным”, поэтому конструкторы были отправлены на “обмен опытом” в английскую компанию “Рикардо”. С новыми знаниями советская делегация вернулась домой, и в 1999 году с конвейера сошли первые 10 опытных образцов двигателя ЗМЗ-514 (дизель).

Первыми (только в 2002 году) этот мотор получили “газели”. Но на первом же году вывода агрегата “в поля” стало понятно, что эксплуатационные характеристики дизельного двигателя ЗМЗ-514 и его надёжность вообще не выдерживают никакой критики.

Что же пошло не так? Тут, по мнению экспертов, главный вопрос к старому оборудованию Заволжского завода. Ну нельзя обеспечить нужное качество металла и точность обработки деталей, делая их на архаичных станках. И если бензиновые двигатели “терпели” такое халатное к себе отношение, дизельный мотор — нет. Надо сказать, что и поставщики комплектующих тоже внесли свою лепту в увеличение количества некондиции.

Множество ошибок конструкторов, крайне низкий ресурс просто обрушили потребительский спрос. И вот уже сами покупатели, которые первое время радовались появлению экономичного дизельного ДВС ЗМЗ-514, не спешили с покупкой авто, оснащённых таким агрегатом. Поэтому выпуск “пятьсот четырнадцатых” дизелей остановили к началу 2004 года.

Однако модернизация дизельного мотора продолжилась. Конструктивные ошибки исправили, убрали поставщиков-бракоделов и вновь запустили заволжский агрегат (модификация под индексом 3М3-514З), чтобы комплектовать им уже уазовские “Хантеры”, а потом “Патриоты” и коммерческие УАЗы. Так появились ЗМЗ-5143 (дизель) с ТНВД от Bosch. Возможно, благодаря бошевским деталям, три значимых для отечественного автопрома буквы — ЗМЗ — перестанут ассоциироваться с техническими проблемами.

Отличия современных моторов ЗМЗ от предшественников.

ЗМЗ-514 (дизель): технические характеристики и сохраняющиеся проблемы агрегата

Надо признать, что двигается дизельный УАЗ “Патриот” с ЗМЗ-514 намного шустрее бензинового. Оказалось, что 114 дизельных “лошадок” очень даже позволяют трогаться со 2-ой передачи. А разогнав трёхтонный внедорожник до 50 км/ч, можно переключаться на пятую передачу, экономя не слишком копеечную сегодня солярку.

Не без нюансов, конечно. Трансмиссия коротковата для дизельного мотора, тут не помешала бы шестая ступень передачи. Да и с шумоизоляцией надо бы поработать, уж очень много лишних звуков от двигателя, когда обороты переваливают за 3 тыс. в минуту. Турбосвист исчезает, если обороты сбросить, и тут дизельный ЗМЗ-514 становится бесшумным и приятным спутником в дороге. Получается, что ехать 60-80 км/ч на пятой передаче — занятие тихое и экономное. На предыдущей строчке, уверены, особенно на слове “экономное”, запнулись владельцы бензиновых УАЗ Patriot. По городу, даже с учётом пробок, уазик “съест” около 12 литров солярки, опытному водителю легко снизить аппетиты своего внедорожника до 10 л на 100 км.

А уж по бездорожью ехать на дизеле — удовольствие. Будьте уверены, в большинстве случаев тяги хватит для движения на выбранной передаче. Здесь переключение понижающей передачи, двойного выжима и перегазовки не потребуется. Хотя, надо признать, ивековский дизель (хоть и внатяг), но вытаскивает авто без переключения на передачу вниз, как того требует “пятьсот четырнадцатый”. В остальном (не без помощи бошевских инженеров) ЗМЗ-514 ничем не уступает “итальянцу”.

Технические характеристики модификации ЗМЗ-5143 на картинке ниже.

Конструкция мотора.

Однако скверная репутация у двигателя ЗМЗ-514 (дизель) среди владельцев УАЗ всё ещё сохраняется. Несмотря на доработки конструкции, получилось ли решить вопрос надёжности агрегата? Вот какие проблемы “выявили” уазовладельцы:

  • Обрывается цепь привода газораспределительного механизма. После изменения класса мотора на “Евро-4” и рекламаций пользователей производители поставили цепь привода ГРМ с увеличенным диаметром втулки. Да, проблема, по мнению автовладельцев, решилась — цепи не перескакивают, но конструкция гидронатяжителя всё также нуждается в доработке.
  • Насос системы смазки выходит из строя. Здесь причин неисправности несколько: сложность конструкции, неточности при производстве деталей, пренебрежение рекомендациями по техобслуживанию. Однако проблема характерна только для агрегатов стандарта “Евро-3”.
  • Трубопровод высокого давления обрывался. Проблема решилась, когда из мотора убрали механический ТНВД.

Были ещё несколько проблем, которые касались износа топливного ремня, быстрый выход из строя клапана. Все они были решены со временем.

Резюмируя всё вышесказанное, отметим, что многие недоработки в конструкции были решены до очередного возвращения дизельных моторов 514 серии на автомобили УАЗ. Вопросы к топливной части пропали, когда в 2012-ом на агрегаты установили систему Common rail, которая позволила ульяновским внедорожникам соответствовать стандарту “Евро-4”.

А какие замечания к дизельному ЗМЗ-514 есть у вас, уважаемые уазовладельцы?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector