Опытных уазовладельцев и любителей офроуд трипов не так-то просто удивить очередной моделью вездехода. Колёсных и гусеничных снегоболотоходов и амфибий отечественного производства мы с вами повидали немало. Но видели ли вы УАЗ “Хантер” на гусеницах? Да, и такое бывает. Говорим про “Ухтыш”, или ЗВМ-2410, — гусеничный вездеход с применением агрегатов от УАЗ-3151, выпущенный ООО “ЗВМ”.
Вступительное слово
В создании этого кентавра с уазовским лицом приняли участие два уважаемых предприятия, а изготавливалась машина на третьем. Разработкой занимались конструкторы Нижегородского политеха и НИИ Транспортно-технологического машиностроения. А уж собрали вездеход, не считая хантеровских агрегатов, и заставили его ехать на заводе вездеходных машин (ООО “ЗВМ”), ведущим свою историю с 2004 года.
Но вернёмся к нашему объекту. Гусеничный вездеход “Ухтыш” на базе УАЗ назван в честь реки в Нижегородской области. И да, производитель утверждает, что машина плавает. Казалось бы, зачем такие коллаборации? Можно же подлифтовать любимый уазик или Land Cruiser. Тут Америку никому не откроем: какие колёса на машину не ставь, она не пойдёт ни в какое сравнение по проходимости с любым пропашным трактором. Как ни крутись, все колёсные внедорожники преодолеют только дороги, пусть даже крайне плохие.
Гусеничный транспорт — дело другое. Он сам себе дорогоукладчик. Настилая собственное “дорожное полотно” под свои опорные катки, такой вездеход способен преодолеть как торфяное болото, размокшую после ливня пашню, так и глубокий, рыхлый снег или каменистый брод.
Так в чём же дело, спросите вы. Купили бы все, кому надо кружиться в труднодоступных местах, гусеничных машин и горя бы не знали. Но у такого вида транспорта есть много проблем, уж не говоря от том, что въезд на асфальтированное покрытие таким авто запрещён:
- дорогая эксплуатация;
- большой расход топлива;
- сложности в управлении;
- комфорт для водителя и пассажиров стремиться к нулю.
ООО “ЗВМ” так и сделали: взяли основные агрегаты от “Хантера” и поставили на гусеничное шасси. А что — компактно и легко перевозить с места на место.
ЗВМ-2410 “Ухтыш”: внешний вид и интерьер
Симбиот имеет двухобъёмный кузов капотной компоновки, установленный на герметичный корпус, выполненный из высокопрочной стали, где и размещаются узлы трансмиссии и элементы ходовой. Салон, максимально унифицированный с уазовскими моделями 31512 и 31514, свободно вмещает пятерых человек. Каждый борт вездехода несёт на себе:
- 2 звёздочки;
- 6 опорных катков. снабженных торсионной подвеской;
- 3 поддерживающих ролика.
Гусеницы машины представлены в виде наборных резинометаллических лент, чьи звенья соединяются между собой особыми шарнирами. Такое крепление не мешает ленте двигаться в гусеничном обводе и исключает вероятность обратного прогиба.
В итоге возникающий “эффект доски” меньше давит на грунт, что позволяет “Ухтышу” уверенно пробираться по песку, болоту или снегу. С помощью уширителей — прямоугольных резиновых пальцев, выглядывающих из каждого трака, вес машины равномерно распределяется по всей зоне контакта. Это помогает хорошо “цепляться” за грунт, а если надо плыть, резиновые “пальцы” работают как вёсла.
И да, этот вездеход плавает. Пока только в “лягушатниках”, но перспективы есть, производители задумались над использованием в машине дополнительного водомётного движителя. Понятно, что водоплавающая конструкция повлекла за собой некоторые издержки удобства. В “Ухтыше” высоко расположены горловины топливных баков, усечены “амбразуры” проёмов дверей.
А что же в салоне? А всё как в привычном нам уазике, но с некоторыми отличиями:
- руль штурвального типа;
- вместо педалей тормоза — поворотные рычаги;
- Т-образная консоль вместо рулевой колонки.
Поворачивает машины с помощью бортового фрикциона с остановочными тормозами, оснащенного пневматическим сервоприводом.
В салоне довольно мягкие сиденья, окна, оснащённые сдвижными форточками, большие, хорошая обзорность. Внутри можно легко организовать два спальных места. В салоне зимой тепло, установлена штатная уазовская печка. В багажнике места маловато, если смотреть с точки зрения нефтяников или геологов, которые ездят в длительные экспедиции, но запас провизии на пару дней вполне поместится.
Технические характеристики
Вездеход “Ухтыш” комплектуется двумя типами двигателей: бензиновый ЗМЗ-409.10, дизель ЗМЗ-51432.10 или “Камминз” ISF2.8 (120 л. с.).
Скорость “Ухтыша” на относительно твёрдых поверхностях может достигать 50 км/ч, если вплавь — 5 км/ч.
Производитель предлагает использовать машину в целях перевозки людей и небольшого объёма багажа по всяким слабонесущим грунтам. “Ухтыш”, созданный с применением агрегатов УАЗ, сертифицирован как “самоходная машина”, поэтому водителю нужна соответствующая открытая категория, цена на базовую комплектацию стартует от 2,3 млн рублей.
Как вам вездеход “Ухтыш”?